Доброго всем! Вопрос не совсем привычный для данной группы, но учитывая, что ВКЛ и прочие носители русской культурной традиции входили в зону интересов Тевтонского Ордена, то и материальная культура данного региона нам так же интересна. Отсюда возник вопрос.... Почему на свитах делают запах на лифе встык, а не внахлёст? Богатство археологических находок поражает своим "разнообразием", но всё же есть. И они имеют характерный запах, чтобы не было видно пупок в исподней сорочице. Надо приложить немного характерных изо, на которые ссылаются и фото артефактов: 1. Фрагмент иконы «Успение Богородицы», 1300 г. Музей Реклингхаузен. Это самое популярное изображение на свиту из тех, что я знаю. Данные петельки и пуговки зачем-то ставят в край запаха.... и таким образом получается нехилая щель с торчащим исподним бельём. Но так ли это? Есть хорошее фото этой иконы без шакальего качества, где чётко видно, что нету там никакой щели: http://forum2.icon-art.info/image/2010/02/06/20100206_uspenie_121.jpg Нажимаем на плюсик и наслаждаемся. 2. Фрагмент иконы "Гостеприимство Авраама(Троица ветхозаветная)", Ростов, начало 14го века. И нам тут опять показывают ряд пуговок в край и петелек, которые явно смещены от края запаха. 3. Шуба преподобного Кирилла Белозерского, которая датируется с 1380ых и до середины 15го века. Это уже реальный артефакт, который может нам быть полезен в наших изысканиях, так как у него сохранился запах и можно своими глазами увидеть, как было сделано у него: https://www.booksite.ru/civk/data/shuba.pdf "Застежка шубы на 12 узелковых пуговиц и навесных петель из крученого кожаного шнура с противоположной стороны. Укреплена дополнительными планками меха и клапаном, пришитым с внутренней стороны. Застежка выполнена «встык». Все потайные швы «через край», соединяющие детали, продублированы швом «вперед иголку» по краю." Воооотттт..... Это уже очень интересно! Запах выполнен встык, а щель закрыта клапаном, который и не даёт холоду попадать вовнутрь, а так же перекрывает изделие под ним и его не видно. Да, это шуба, а не свита и её задача удерживать холод, но сама такая технологическая возможность была известна и ею пользовались. Учитывая, что одежда монашеская и никаких там новомодных изысков не предполагалось, то можно делать некие предположения самим об использовании подобной технологии в прочих изделиях. Да, запах получается встык, а вон тот клапан закрывает щель. Подобающий для христианина внешний вид. Но единственный ли это способ, который нам известен для верхней плечевой одежды? Есть несколько артефактов пораньше и попозже.... 4. Фрагменты воротничка из кургана 93, погребение 2. Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Датируются 11-13вв. Здесь нам видно запах верхней части лифа и воротничок. Пуговки пришиты в край, а петельки выполнены шнуром, который смещён в сторону от запаха. Если застегнуть пуговки, то не будет никакой щели просвечивать. 5. Фрагмент воротника 12го века из Владимира. К сожалению, вторая половина не сохранилась и мы не можем сказать, как оно было там....Но мы может себе представить, какая будет щель на запахе, если пришить петельки в край, а не отступить от него в бок или подложить клапаном. Нам этот пример нужен для статистики. 6. Данный пример к нам пришёл из ранятины и очень наглядно показывает вариант застёжки пуговицы/петли на данный период. Эта инфографика часто мелькала в сети и много с неё выводов пошло дальше. Нам же интересен именно метод устройства запаха. Как вы видите на схеме есть чёткое расположение деталей и их размеры. Пуговица сдвинута вбок от края, а петля наоборот с этого края съезжает. Размер петельки получается около 1 см(если правильно сделан масштаб на схеме) и пуговка грибовидной формы с головкой менее 1см в диаметре. При правильной подгонке этих двух элементов, линия запаха сойдётся вместе максимально близко, чтобы закрыть щель между сторонами. Год назад поднимался вопрос об использование плетёного шнура под использование в ЭВ, ведь все находки(по крайней мере в тех заметках, что попадались на глаза мне) имеют тканную основу для изготовления петельки и только один артефакт из Суздаля имеет шёлковый шнур обвитый золотой канителью(пятая картинка). На шубу Кирилла петля выполнена из кожи, а как оно там в изо..... Это к заклинателям онных.... Поэтому данный вопрос ещё требует отдельного рассмотрения, но не сейчас. 7. Вышивка ворота мужской княжеской рубахи. Конец 12 - н.13 вв. А вот именно тут мы уже видим так любимый реконструкторами способ расположения застёжек на запахе верхней плечевой одежды. Пуговица пришита в край и петелька пришита в край. Только она там одна и располагается чётко на горле, удерживая горловину в форме "замочной скважины". Да, там идёт небольшой разрез от горловины по центру груди, который оформлен накладкой с вышитым вознесением Александра Македонского и эта пуговка сверху придерживает ворот. Это явно другой тип одежды и может применяться лишь косвенно. 8. Можно было бы накидать картинок из 16-17го века, но просто скажу, что там везде запах со смещёнными петлями в бок от края(есть исключения, но мы сейчас говорим про средний слой одежды). ИТОГО: 1. Откуда взялся этот запах, который имеет такую лютую щель посередь пупа, если в изобразительных источниках такого не встречается? 2. Откуда взялся этот запах, который имеет такую лютую щель посередь пупа, если в археологическом материале такого тоже не встречается? 3. Откуда взялся этот запах, который имеет такую лютую щель посередь пупа, если у нас есть изобразительные источники и артефакты, которые нам дают совершенно обратное и даже дают некую вариацию? Всего знать конечно же нельзя, но на данный момент у меня есть ровно два варианта: - накладной клапан, который закрывает эту щель. - петли смещены от края. И других вариантов чего-то не видится....Если есть - буду благодарен за информация, но на данный момент оно мне рисуется именно так.