МАТЕРИАЛЬНЫЕ СЛЕДЫ КУМАНОВ В БОЛГАРСКИХ ЗЕМЛЯХ (КОНЕЦ XI – СЕРЕДИНА XIII В.): ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ Г.В. Владимиров В статье представлены материальные свидетельства куманов в болгарских землях в период с первого появления кочевников В КОНЦЕ XI в. до их постепенной культурной интеграции в составе средневековой болгарской народности во второй половине XIII в. ... Со второй половины XIII в. их материальные следы трудно отличить от золотоордынских.... относительно хорошо изучена на основе письменных источников.... Причины имеют как объективный характер (собственно «куманские следы» являются незначительными, существует неуверенность в их однозначной идентификации из-за гибридности позднекочевнических артефактов), так и субъективный аспект – выражение профессиональных комплексов и эгоцентрично-карьерных амбиций среди открывателей и музейных администраторов. ... – с первого зарегистрированного в письменном источнике появления их в болгарских землях до постепенной культурной интеграции в составе средневековой болгарской народности во второй половине XIII в. ... Восстановление традиции «обол Харона» можно интерпретировать также не как античный пережиток, а как привнесенный обычай. Эти «компенсаторные механизмы идентичности» заслуживают, однако, специального исследования. Монгольское нашествие в Восточной Европе вызвало массовые миграции куманов на Нижний Дунай и ускорение их седентаризации в регионе. В 30-х – 40-х годах XIII в. в болгарскую среду проник значительный тюрко-кочевнический этнический элемент: с территорий между Волгой и Днепром и с земель Венгерского королевства. ... *** Началось переселение на запад части кимако-кыпчакских племен (куны-куманы и шары-половцы-кыпчаки), в первую волну которого выдвинулись куны (куманы латинской исторической традиции). Группа тюркских племен, которая заняла территорию между Волгой и Днепром, получила в русских источниках наименование «половцы», а в арабо-персидских – «кыпчаки», а между Днепром и Дунаем, видимо, куманы. Вскоре куманы появились и в болгарских землях в той части, которая в те времена была занята Византией. ... ЗАМЕТКИ ОБ ЭТНИЧЕСКОМ ОБЛИКЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ДУНАЙСКОЙ БОЛГАРИИ (XII-XIV ВВ.) ПО ДАННЫМ АРХЕОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ Г. В. Владимиров Тема присутствия поздних кочевников на болгарских землях В ПЕРИОД XI–XIV веков, благодаря ПИСЬМЕННЫМ ИСТОЧНИКАМ, относительно хорошо описана в болгарской медиевистике. ... Вначале необходимо отметить, что формирование этнокультурного облика средневековых болгарских земель – это длительный и последовательный процесс. После СОЗДАНИЯ ДУНАЙСКОЙ БОЛГАРИИ в конце VII века контакты с болгарскими группами региона Северного Причерноморья не были прекращены. Существуют археологические данные, говорящие о новых волнах переселенцев на Нижний Дунай в VIII–IX вв., которые привнесли «свежую кровь» в культуру Болгарии хана Аспаруха (Димитров, 1987). Приток новых поселенцев стал более ощутим В ЭПОХУ ВИЗАНТИЙСКОГО ВЛАДЫЧЕСТВА. Развитие диаспоры стимулировали различные факторы, среди которых наиболее существенными были: нашествия поздних кочевников (печенегов, торков, куман), которые увлекали за собой и другие этносы, в том числе часть населения – носителя позднего варианта салтово-маяцкой культуры (болгар и алан). СВЯЗИ Балкан с Востоком оставались активными И В XIII–XIV веках, при этом этническая картина Нижнего Дуная пополнилась новыми миграционными волнами. Таким образом, в глобальном масштабе этноним «болгарин» в балканской средневековой среде со временем претерпел метаморфозу и в эпоху Второго Болгарского царства постепенно приобрел значение политонима. ... Первая – причина объективного характера, и связана она С БЫСТРОЙ ВОСПРИИМЧИВОСТЬЮ местных обычаев и традиций новыми этносами-переселенцами и в результате этого – стремительное стирание культурных границ между местным и вновь прибывшим населением. ... ...формируемого разнообразными информационными источниками (письменными и материальными).... История позднекочевнических нападений на болгарские земли хорошо изучена, поэтому мы не будем на ней останавливаться (Тъпкова-Заимова, 1976; Атанасов, 1991; Гюзелев, 1995; Павлов, 2000; Стоянов, 2005). Первые миграционные волны поздних номадов – печенегов-переселенцев на Балканы, исходя из ПИСЬМЕННЫХ СВИДЕТЕЛЬСТВ, ДАТИРУЮТСЯ 30–40-ми годами XI века. Согласно византийским источникам, именно тогда сотни тысяч мужчин, женщин и детей прибывают на земли южнее Дуная, заселяя и создавая поселения в Северо-Восточной Болгарии, главным образом около старой болгарской столицы Плиски, а также на западе: на окраинах городов София, Ниш в Сербии и Овче-Поле в Македонии. ... ...что современная этнографическая группа «шопы» в Западной Болгарии – это не кто иные, как потомки восточных номадов. В 60-х годах XI века Балканы подвергаются вторжению ТОРКОВ. Тогда новые кочевники смогли проникнуть на территорию Северной Болгарии и достигли окраин города Салоники. Однако вскоре разразилась эпидемия, и ВИЗАНТИЙСКОЙ АРМИИ УДАЛОСЬ ОТБРОСИТЬ непрошенных гостей, вернув их обратно на земли к северу от Дуная. Во ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XI ВЕКА на нынешних болгарских землях появляются куманы. В отличие от печенегов они переправлялись на юг от Дуная только в сезон свежей травы – с ноября по апрель. Об этом свидетельствует надпись на каменном блоке в Преславе. В 1078 году КУМАНЫ ВМЕСТЕ С ПЕЧЕНЕГАМИ опустошили окрестности Адрианополя. Однако затем между двумя кочевыми народами возник конфликт, переросший в войну. В конечном счете, объединившись, КУМАНЫ И РОМЕИ РАЗГРОМИЛИ ПЕЧЕНЕГОВ в битве при Левунионе (1091 г.) И УНИЧТОЖИЛИ ПЕЧЕНЕЖСКУЮ УГРОЗУ, нависшую над Балканами. В следующем, XII веке куманы периодически вторгались на болгарские земли, предпринимая грабительские кампании, которые, ВОПРЕКИ УСИЛИЯМ ВИЗАНТИИ, несли разруху и опустошение. Неоднократно куманов вытесняли и отбрасывали за Дунай, а плененных «скифов» насильно расселяли СО СТАТУСОМ СТРАТИОТОВ близ Софии и Ниша. Отдельные группы куманов сами добровольно поселились в Северо-Восточной Болгарии, в районах, ранее заселенных печенегами – около городов Плиска, Мадара и Преслав, что подтверждают найденные прямые материальные доказательства. *** Этническая картина В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕННОГО БОЛГАРСКОГО ЦАРСТВА (1185–1396) продолжает носить постоянно динамично меняющийся характер. Куманский фактор присутствует прочно и осязаемо как результат не только союзных взаимоотношений болгарского правящего двора с задунайскими «скифами», но и ДВУХ НОВЫХ МИГРАЦИОННЫХ ВОЛН: ПЕРВАЯ – в 1237 году, когда вновь пришедшие куманы, спасающиеся от монгольской угрозы, заселили Восточную Фракию, и ВТОРАЯ – весной 1241 г., когда переселенцами стали КУМАНЫ - ХРИСТИАНЕ ВЕНГЕРСКОГО КОРОЛЕВСТВА. Именно они положили начало аристократическим династиям, которые в определенные периоды занимали болгарский престол – речь идет о родах Тертеров и Шишманов (Павлов, 1987, с. 634). В КОНЦЕ XIII и в XIV ВЕКАХ к красочной этнической палитре Второго Болгарского царства добавились новые миграционные волны разнородного происхождения: ... Так, нам известно присутствие монголо-татар на болгарской военной службе в XIV веке (Павлов, 1987). После РАСПАДА НОГАЙСКОГО УЛУСА из-за центробежных сил и междоусобиц значительная часть его населения переместилась на юг от Дуная и поселилась на северо-западе Болгарии (Илиев, 2015). В конце XIV века в Северо-Восточной Болгарии появились поселения татар под предводительством Актавы (Павлов, Владимиров, 2009, с. 129). Особенно интересно, но недостаточно изучено присутствие и роль АЛАНОВ - ЯСОВ в истории средневековой Болгарии. Их появление на землях Нижнего Дуная тесно связано с серией куманских миграций, о которых уже шла речь. Из источников известно, что АЛАНЫ ВХОДИЛИ В СОСТАВ ВОЙСКА болгарского царя Калояна в самом начале XIII века. В византийских хрониках есть записи об аланах, входивших В СОСТАВ НОГАЙСКОГО УЛУСА, КОТОРЫЕ ПОСЛЕ ЕГО РАСПАДА ПЕРЕШЛИ НА СТОРОНУ ВИЗАНТИИ, а позднее, в 1306 году, часть их «вместе с женами и детьми» поселились на болгарских землях. Аланы-ясы входили в свиту Чака при его прибытии в Тырново и затем остались на болгарской службе. О более позднем этапе в летописях упоминается, что во времена правления Георгия II Тертера (1322–1323) управление Филиппополем было поручено аланскому корпусу в составе 1000 человек во главе с Итилем, Темиром и венгром Инасом. В Видинском царстве в 1365 году ясы сражались на стороне Ивана-Срацимира ПРОТИВ ВЕНГЕРСКОГО КОРОЛЯ. ... Анализ изложенного до сих пор подводит нас к логичному выводу, что этническая динамика на болгарских землях в период зрелого и позднего Средневековья была очень активной. Не исключено, что именно она детерминировала в определенной степени процессы сепаратизма, характерные для Второго Болгарского царства накануне османской экспансии. *** Материальные следы новоприбывших в XII–XIV веках на болгарские земли этнических групп хоть и немногочисленны, но представляют интерес для болгарской археологической науки. ... ... принимая христианство и его погребальные обряды, и, как следствие, они быстро теряли свою изначальную, культуру (Рашев, 2007, с. 120–121). Такое, вновь сформированное население в византийских источниках получило название «МИКСОВАРВАРЫ». В X–XI веках все еще можно проследить в чистом виде этноопределяющие черты погребального обряда поздних кочевников: ДЛЯ ПЕЧЕНЕГОВ – это положение покойника головой на запад, для куманов – на восток. В XI–XII веках постепенно формируется единый этнический массив, в погребальных обрядах которого смешались черты традиций печенегов, торков и куманов, а также народностей, присоединившихся к ним по пути на запад. Новая синкретическая культура, которой присущ поздний номадский характер, зачастую не может быть этнически и конфессионально однозначно определена. Как справедливо подметила болгарский исследователь Л. Дончева-Петкова, болгарская наука не уделяла достаточного внимания НЕКРОПОЛЯМ XI века к югу от Дуная, все они были объявлены болгарскими, в основном из-за западной ориентации погребенных (Дончева-Петкова, 2002, с. 91). Эмблематичными погребальными памятниками, оставленными печенегами, являются два некрополя с более чем 600 могилами у села Одырци Добричской области (Дончева-Петкова, 2005). Во дворцовом центре Плиски обнаружены три поздних захоронения, одно из которых в кирпичной печи (Михайлова, 2003). Подобные захоронения были найдены и в других местах на территории первой столицы Болгарии (Антонова, Витлянов, 1985, с. 65; Димитров, 1996, с. 45; Балабанов, 2000, с. 93–95). Предполагается, что они принадлежат печенегам, населявшим эту местность в XI веке, О ЧЕМ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ ВИЗАНТИЙСКИЕ ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ. Над дворцом хана Крума и Тронным залом были исследованы 32 вкопанных жилища, в которых обитали кочевники. Сходство погребальных обычаев и материальной культуры печенегов из Одырци и Плиски позволяет сделать вывод, что речь идет о представителях одного и того же рода или клана (Дончева-Петкова, 2003, с. 252). ... Присутствие поздних номадов южнее Дуная подтверждается и некоторыми специфическими находками, такими как глиняные котлы с внутренними «ушами», найденные в Плиске, Стырмене, селе Кривина (район Русе), селе Гиген (район Плевена), и горшки, украшенные гирляндами, из села Цар-Асен в районе Силистры (Димитров, 1975; Въжарова, 1981, с. 55; Рашев, 1983, с. 242). Найдены и описаны 16 так называемых «листовидных ажурных оберегов», которые считают продуктом материальной культуры печенегов. ... Также интерес представляет металлический наконечник украшения ремня конской сбруи, найденный у Плиски и с основанием отнесенный к печенежским (Атанасов, Крумова, 2005), как и оберег из Преслава (Бонев, 2014). Все эти находки подтверждают известный, СОГЛАСНО ПИСЬМЕННЫМ ИСТОЧНИКАМ, маршрут перемещений и мест оседлости печенегов. Следы присутствия куманов на юге от Дуная также разнообразны ... . Особый интерес представляют две каменные бабы, найденные в районе Плиски, которые, несомненно, являются памятниками религиозных обрядов куманов. Захоронение куманина было обнаружено в могильнике XXV к западу от столицы Плиски: погребенный лежит головой на запад, вместе с конской кожей, РЯДОМ–МЕЧ и КОПЬЁ. ... ...вероятно, вместе с легким деревянным щитом. Датируется оно серединой или концом XI века, хотя не исключено, что ее можно отнести и к более поздней эпохе (Караилиев, 2019). С некоторыми куманскими нашествиями конца XI и XII века можно связать и найденные в районе города Шумен, хранящиеся сейчас в Государственном историческом музее МЕЧ и НЕБОЛЬШОЙ НОЖ НОМАДСКОГО ТИПА (Инкова, 2016). ... соответствуют сведениям, имеющимся в письменных источниках и говорящих о районах обитания куманов и местах их поселений. ... является потомком болгарских групп салтово-маяцкого населения (Великанова, 1975, с. 114–138). Возле южной крепостной стены Плиски были раскрыты две могилы, возможно, принадлежавшие донским болгарам – переселенцам в составе поздних номадов (Рашев, 1983, с. 250). Не исключено, что часть захоронений, ориентированных на север и расположенных преимущественно в западной части некрополя 3 крепости Красен в районе Панагюриште, также были оставлены такого рода населением (Григоров, 2010, с. 49). ... ...золотоордынского происхождения все чаще встречаются на археологических объектах КОНЦА XIII и особенно XIV века, и их присутствие нельзя объяснить лишь торговлей, набегами или полученными дарами. ... ... названного в историографии «татарской гегемонией» в истории Второго Болгарского царства. *** ...упуская из виду тот факт, что, например, алано-сарматские группы тоже принадлежат к средиземноморской категории населения, а динарские черты характерны и для разнородного населения Малой Азии.... #Народы_археология_история_источники